загрузка...


Фабрика фейков. Как Россия снова клепает вранье про сбитый "Боинг"

15.06.2017 - 19:22 Статті 703
Загрузка...
im-mh17-00.jpg (55.02 Kb)Российские фейкоделы вернулись к теме сбитого "Боинга", пытаясь запутать мир и переложить вину на Украину

Через месяц, 17 июля, будет третья годовщина со дня авиакатастрофы рейса MH17. В сбитом российским "Буком" самолете погибли 298 человек.

Накануне этой даты российская пропагандистская машина работает над тем, чтобы заморочить голову международному сообществу, пытаясь доказать свою непричастность к страшной трагедии.

Что уже доказали следователи и другие расследователи

Международная следственная группа еще продолжает работу, но уже установила несколько фактов, которые прямо указывают на причастность к трагедии России и взлелеянных ею террористов "ДНР". Они доказали, что зенитно-ракетный комплекс "Бук" прибыл с территории России в поселок Первомайское.

Также они установили, что выстрел был осуществлен с территории, подконтрольной пророссийским сепаратистам.

Сейчас следователи работают над тем, чтобы установить, кто именно стрелял, кто отдал приказ, кто предоставил пророссийским боевикам "Бук". Впрочем, большую часть работы следователей уже сделали энтузиасты, которые ведут собственное расследование.

В частности, "Новая газета" установила, что ответственный за доставку "Бука" боевикам мужчина с позывным "Хмурый" - это полковник ГРУ в отставке Сергей Дубинский, который воевал на стороне боевиков "днр".

Международная экспертно-журналистская группа Bellingcat установила, что ЗРК "Бук", из которого был совершен роковой выстрел, принадлежал 53-й зенитно-ракетной бригаде и имел бортовой номер 332.

В своем свежайшем расследовании исследователи из Bellingcat установили номера военных КамАЗов и фамилии их водителей, которые доставили "Буки" из воинской части к военной базе вблизи поселка Миллерово, что в Ростовской области.

Оттуда зенитно-ракетный комплекс 16 июля были доставлены с российско-украинской границы и далее в зону, подконтрольную боевикам "ДНР".

Авторы исследования Bellingcat не называют настоящие фамилии российских военных водителей (хотя они им известны) и "замазали" их лица. Однако вскоре в сети появилось групповое фото, на котором их лица незаретушированы.

Примечательно, что одна из публикаций Bellingcat уже стала объектом фейка о том, кто же на самом деле сбил малайзийский "Боинг".

Кривые руки или злые намерения

В начале апреля российские СМИ, информационные ресурсы пророссийских боевиков и некоторые украинские издания растиражировали новость о том, что, оказывается, группа Bellingcat смогла найти на Донбассе украинский "Бук". Но они извратили новость, поставив все с ног на голову.

На самом деле исследователи из Bellingcat опубликовали на своем сайте 4 апреля новость о том, что наконец удалось установить геолокацию украинских "Буков". Было установлено точное место съемки двух фотографий с украинским ЗРК "Бук". Они раньше вызывали вопросы через два обстоятельства: автор снимков, капеллан Михаил Гредиль, сделал их за два дня до катастрофы, да еще и добавил географической метки, который сообщал, что фото сделано в Ясиноватском районе вблизи Донецка.

Сам отец Михаил впоследствии снял те метки, и написал пост, в котором объяснил, что на самом деле снимки делал "за сотни километров от Донецка". Но не признался, где именно, сославшись на военную тайну.

http//static.espreso.tv/uploads/article/2436681/images/im-Ukr-Buk-Gredel.jpg


И вот три года спустя активисты "Смоленского форума" установили, что фотографии сделаны на военной базе близ Миргорода, что в Полтавской области. Это за сотни километров от линии фронта.

А значит, делает вывод Bellingcat, единственный "Бук", который мог "дотянуться" до малазийского "Боинга" - это уже упомянутый российский ЗРК с бортовым номером 332, который принадлежит 53-й зенитно-ракетной бригаде, дислоцированной в Курске.

Но все изложенное не помешало российским СМИ исказить смысл сообщения Bellingcat. Они подали все так, будто западные эксперты установили факт присутствия на Донбассе украинского "Бука". И это, мол, ставит жирный крест на заявлениях Киева, что в зоне падения "Боинга" украинских ЗРК "Бук" не было.

Но самое обидное, что этот фейк подхватила ряд украинских СМИ. Правда, впоследствии некоторые из них осознали ошибку и исправили новость.

Эту ситуацию подробно разбирал украинский ресурс Stop Fake. А координатор Bellingcat Арик Толер не пожалел резких слов в адрес украинских сайтов "Апостроф" и "Корреспондент", которые исказили их сообщение. Он отметил, что из-за широкого тиражирования фейка был вынужден изменить заголовок новости.

Как тиражировался фейк

О том, какую волну способен вызвать один-единственный фейк, можно посмотреть на примере сайта телеканала "Звезда", который является официальным ресурсом российского Минобороны. Он на радостях настрогал аж пять новостей на своем сайте.

Сначала сайт сообщил следующее: "Украинский "Бук" был в Донбассе перед крушением MH17 - западное расследование". Потом пошли такие заголовки: "Украинский "Бук" в Донбассе "сдал" священник" и " Украинский "Бук" в Донбассе выдала раскраска" (ибо миргородский "Бук" действительно отличается особыми цветами).

http//static.espreso.tv/uploads/article/2436681/images/im-Zvezda-feik-ukrBuk-00.jpg


А через день сайт телеканала даже издал целую статью о том, почему же проукраинский западный ресурс опубликовал якобы антиукраинскую информацию и "притащил Киев к стенке". В тексте очередной раз повторяются мантры, что уже точно понятно, что "Боинг" сбили украинцы, вот вам очередное доказательство от священника. О Миргороде и Полтавской области автор не упоминает ни словом.

Но лучше всего о том, как российская пропаганда без проблем на черное говорит белое, свидетельствует новость все того же телеканала под заголовком "Bellingcat опубликовала видео с украинским "Буком", предположительно, направляющимся в Донбасс".

В первом же абзаце они пишут такое: экспертно-журналистская группа Bellingcat опубликовала на своем сайте видео, на котором украинский зенитно-ракетный комплекс "Бук" движется по дороге в районе населенного пункта Миргород на северо-восток от Донбасса.

То есть российскому читателю, который плохо разбирается в географии Украины, намекают: украинский "Бук" заметили рядом с Донбассом. По такой же логике можно писать, что Киев находится в "Восточном Прикарпатье".

http//static.espreso.tv/uploads/article/2436681/images/im-Zvezda-feik-ukrBuk.jpg


Телеканала "Звезда" уделяем столько внимания недаром. Это один из тех ресурсов, который в поте лица производил разнообразные версии авиакатастрофы. Как правило, это делается с целью запутать аудиторию, зародить в ней сомнения: мол, не все так просто, правды никто не знает, за трагедией кроются интересы кукловодов, которые пытаются скрыть истину.

Но эта история с многими версиями имеет побочный эффект. Благодаря им Кремль и его информационных троллей очень легко тыкать носом в их же собственную ложь. За три года они наработали кучу фейков относительно причин авиакатастрофы, каждый из которых, естественно, опровергает предыдущую версию.

Очень показательный пример - заявление, которое прозвучало на брифинге в Генштабе РФ о том, что российский радар не зафиксировал никаких объектов, которые бы летали вокруг "Боинга". Было зафиксировано лишь два гражданских самолета и беспилотник "Орлан 10", который летал в российском воздушном пространстве вдоль российско-украинской границы.

Казалось бы, после этого версия о причастности украинской авиации к трагедии должна была бы умереть. Но нет, ее до сих пор пытаются реанимировать, намекая мировому сообществу - не все так просто с тем "Боингом".

Фальшивые документы СБУ

Очередной фейк о рейсе MH17 первым запустила газета "Совершенно секретно". Они обнародовали несколько "фотокопий" документов, полученных из "недр СБУ". Главный месседж был о том, что, мол, СБУ сразу после катастрофы начала уничтожать доказательства причастности украинской стороны к трагедии. Но кроме прочего, издание утверждает, что уничтожаются доказательства причастности к катастрофе украинской авиации. Но ранее российское Минобороны это опровергло: не зафиксировано радаром никаких объектов рядом с "Боингом".

О том, что обнародованы "документы" - стопроцентный фейк, сразу же заявили в СБУ. А ресурс Stop Fake отметил, что "фотокопии" содержат много ошибок, из-за чего складывается впечатление, что или их переводили через автоматический переводчик, или же составляли люди, которые не владеют украинским языком.

Наличие ошибок и русизмов еще можно списать на то, что сбушники - не филологи и могли писать на суржике. Но как объяснить проколы вроде этой фразы: "проникновение в государственные учреждения сопредельного государства (днр)"?

Даже циничные зрадофилы вряд ли поверят, что в СБУ временно оккупированные районы Донецкой и Луганской областей признали за государство.

Что интересно, этот фейк на сайте "Совершенно секретно" был переведен на английский язык. Следовательно расчет делали не только на русскоязычную, но и западную аудиторию.

Механизма распространения этого фейка отследила команда EU Stratcom Task Force в своем еженедельном обзоре дезинформации. Они называют публикацию "документов" очередной теорией, которую распространяют прокремлевские издания. Но ее появление, распространение и тиражирование СМИ, подконтрольными Кремлю, содержит типичные признаки спонсируемой государством активности.

В частности, отмечается в обзоре, сначала "сенсация" была опубликована в маленьком прокремлевском издании и переведена на английский. Оттуда она перешла на сотни сайтов, склонных к конспирологическим теориям и прокремлевскому нарративу.

За три дня статья была переведена на 24 языка, пока ее не подхватило кремлевское информационное агентство Sputnik, которое специализируется как раз на распространении прокремлевских фейков для иностранной аудитории.

И напоследок интересный нюанс этой истории. Один из авторов публикации о "секретных документах" СБУ - главный редактор газеты "Совершенно секретно" Сергей Соколов. В июле-августе 2015 года этот же человек выступил в роли эксперта, который утверждал в эфире телеканала LifeNews, что самолет взорвали изнутри.

Но, что уже смешно, тогда он тоже опирался на якобы материалы СБУ. Мол за $250 тысяч он купил бобину с проволокой, на которой записан разговор офицера СБУ с пилотом самолета Су-27, который сопровождал малазийский "Боинг". А позже, уже в разговоре с "Комсомольской правдой", Соколов добавил к этому коктейлю еще и агентов ЦРУ, которые заминировали самолет в аэропорту Нидерландов.

Как видим, фантазия у фейкоделов небогатая. Можно гарантировать, что это не последние "секретные материалы", добытые ими в "недрах СБУ". Ибо когда окончательно заврался, остановиться трудно.

Дмитро Гомон
Інші новини:





Loading...